МАОУ Гимназия №13 "Академ"

МАОУ Гимназия №13 "Академ"

четверг, 2 февраля 2017 г.

Компьютерные игры и компьютерная зависимость школьников

Разновидности компьютерных игр в школе 
   В содержательном плане компьютерные игры в школе во многом сходны с традиционными, но имеют и принципиальные отличия: они строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач; они предлагают поэтапное выполнение задания: переход на следующий уровень возможен только при прохождении текущего; содержат в себе элемент случайности. Выделяют следующие виды компьютерных игр: Адвентурные игры (приключенческие). Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами — возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером. Стратегии. В них необходимо завоевать вражеское поселение, управлять ресурсами и т.д. Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.
Ролевые игры. С помощью нужного персонажа в нужное время и в нужном месте необходимо отыскать определенный предмет, попутно справляясь с врагами. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Аркадны игры. Построены по принципу постепенного перехода с одного уровня на другой. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. 3D-Action. Развлекательный вид игр, где нужно уничтожать противника. Развивают моторику. Симуляторы, имитаторы (авто-, авиа-, спортивный и т. п.). Имитируют попадание в новые ситуации. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Логические. Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания. Компьютерные игры в школе в младшем школьном возрасте могут оказать положительный эффект на обучающихся. Они помогают школьникам расслабиться, сменить вид деятельности и восстановить силы. Так как школьники играют в игры вдвоем или в небольшой группе, то они учатся использовать различные формы общения. Игры позволяют ребенку избавиться от чувства неполноценности и научиться определенным навыкам, развить способности, через игру самореализовать себя. Также игры позволяют детям моделировать различные жизненные ситуации и развить у них способность к самостоятельному поиску знаний. Однако несмотря на весь свой положительный эффект игры могут стать причиной развития компьютерной зависимости у школьников и стать причиной вытеснения интересов у него. Правильная программа игр составляется с учетом особенностей ребенка: его возраста, темперамента и интересов, — а также с учетом особенностей самой игры: жанра, содержания, системы управления, уровня сложности и интерфейса.
Компьютерная зависимость школьников   
   Зависимость от компьютерных игр проявляется в двух формах: чрезмерной увлеченности компьютерными играми и интернет-зависимостью. Стадии развития компьютерной зависимости школьников: интерес — друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься; втягивание — если нет возможности играть, становится скучно, грустно; полная зависимость. Основными причинами возникновения зависимости являются неправильное воспитание в семье, эмоциональная подавленность ребенка и участие в играх родителей или знакомых. Вы распознали признаки компьютерной зависимости школьников, если ребенок: принимает пищу и готовит уроки у компьютера; проводит за компьютером большую часть свободного время (6–10 ч в день); провел хотя бы одну ночь у компьютера; прогулял школу из-за компьютера; приходит домой и сразу садится за компьютер; потерял интерес к учебе и стал хуже учиться; имеет много виртуальных друзей и практически никого — из реальных; во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры, как будто они реальные; забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось); пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии; конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером. В процессе игры у школьников формируется социальная дезадаптация: они начинают переносить виртуальный мир игры на реальный, чувствуя при этом себя в жизни крайне уязвимыми, а ее саму — опасной. Другой вид зависимости — зависимость в целом от сети Интернет. В ней школьники ищут возможности для анонимного общения, претворения в жизни фантазий, воплощение которых нереально в реальной жизни, для поиска подходящего собеседника, неограниченного доступа к информации. Признаки интернет-зависимости: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн; увеличение времени, проводимого онлайн; увеличение количества денег, расходуемых онлайн. Виды интернет-зависимости: пристрастие к виртуальным знакомствам; навязчивая потребность в интернете; информационная перегрузка; игровая зависимость. Родители и педагоги неоднозначно воспринимают вклад компьютерных игр в школе на образовательный процесс и развитие ребенка. С одной стороны, с помощью них ребенок может развить определенные навыки и умения, но, с другой стороны, игры становятся причиной возникновения компьютерной зависимости и зависимости от интернета. Чтобы избежать отрицательного влияния игры на детей, родители должны следовать ряду рекомендаций: осуществлять «цензуру» компьютерных игр и программ, следить за тем, в какие игры играет ребенок, контролировать их содержание; ограничивать время игры и следить за тем, в какое время ребенок играет; стараться привить ребенку другие интересы помимо игр; контролировать круг общения ребенка и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий