УТВЕРЖДАЮ:
Директор
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения
«Гимназия № 13 «Академ»
________________Л.П. Юдина
Приказ № 102-п
от «09» апреля 2019 г.
Положение о службе
социально-психолого-педагогического сопровождения
МАОУ Гимназия № 13 «Академ»
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Социально-психолого-педагогическая служба (далее -
СППС) создана при
МАОУ Гимназия №13 «Академ» г. Красноярска и является его постоянно действующим органом.
МАОУ Гимназия №13 «Академ» г. Красноярска и является его постоянно действующим органом.
1.2.
Социально-психолого-педагогическая служба создается,
реорганизуется и ликвидируется приказом директора.
1.3.
Работа СППС основывается на строгом соблюдении
международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития
детей.
1.4.
Деятельность СППС ориентирована как на обучающихся, так
и на административных, педагогических работников, их психологическую поддержку
и обеспечение социально-психологического здоровья.
1.5.
Деятельность СППС строится на принципах законности,
уважения, соблюдения прав и интересов всех участников образовательного процесса,
а также на достоверности предоставляемой информации, открытости,
добровольности, конфиденциальности.
1.6.
Сотрудники СППС осуществляют свою деятельность,
руководствуясь запросами обучающихся и их родителей, администрации, педагогов.
1.7.
Сотрудники СППС осуществляют свою деятельность в тесном
контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся.
1.8.
Настоящее положение вступает в силу с момента его
утверждения и действует до его отмены или до принятия нового Положения.
1.9.
Работа СППС регламентируется общими нормативно-правовыми
документами в области образования и локальными актами школы:
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Конституция Российской Федерации;
- Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Положение
о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 22.10.1999
№ 636;
№ 636;
- Федеральный
закон 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних»;
- Концепция
развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на
период до 2025 года, утв. Минобрнауки России от 19.12.2017;
- Устав
МАОУ Гимназия № 13 «Академ»;
- Должностные
инструкции сотрудников СППС.
1.10. В состав социально-психолого-педагогической
службы входят:
-
заместитель директора по воспитательной работе;
-
педагог-психолог (1,2,3 уровень обучения);
-
социальный педагог (1,2,3 уровень обучения);
-
учитель – логопед;
-
учитель - дефектолог;
-
педагог-организатор;
-
тьютор.
1.11. Контроль
за организацией и процессом социально-психолого-педагогического сопровождения
осуществляет руководитель образовательного учреждения. Непосредственное
управление деятельностью СППС осуществляется в соответствии с положением,
приказами и распоряжениями директора образовательного учреждения.
РАЗДЕЛ II.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1. Новый стандарт
общего образования в качестве ключевой задачи определяет личностное развитие
обучающихся. Приоритетной целью становится формирование самостоятельной,
ответственной и гармоничной личности, обеспечение успешной социализации в
обществе, развитие социальных навыков и способности к личностному и
профессиональному самоопределению и саморазвитию.
2.2. В соответствии с
новым стандартом образования, целевыми ориентирами деятельности
социально-психолого-педагогической службы являются:
- оказание комплексной
психолого-педагогической и социальной поддержки, социальной защиты прав
обучающихся, их успешная адаптация и развитие в школьной образовательной среде
на каждом возрастном этапе, формирования готовности школьников к социальному,
профессиональному и личностному самоопределению;
- предупреждение
безнадзорности, бродяжничества, правонарушений и
антиобщественных действий
обучающихся, коррекция девиантного поведения детей различных «групп риска»,
выявление причин и устранение условий, способствующих этому, в результате
целенаправленного воздействия;
- формирование в
педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата,
способствующего профессиональному саморазвитию, сохранению и укреплению психического
здоровья педагогов;
- проектирование, оптимизация и коррекция
развивающего потенциала образовательно-воспитательной среды, включая организацию
школьного самоуправления;
- создание
благоприятной среды для социализации обучающихся с ОВЗиИ.
2.3. Для реализации
поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- содействие созданию
условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и
развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в
трудных жизненных ситуациях;
- реализация программ
преодоления трудностей в обучении;
- участие в
проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;
проведение
психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их
соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям обучающихся;
- участие в мониторинге
эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
-диагностика и контроль
динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их
индивидуального прогресса и достижений;
-сотрудничество
специалистов СППС с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и
метапредметных образовательных результатов;
-содействие созданию
условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или
профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
- содействие в
позитивной социализации;
- организация и участие
в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного,
аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного)
поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- профилактика
социального сиротства;
- содействие реализации
программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- содействие развитию у
обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактики
ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
- сохранение и
укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию
нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни,
воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению
алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным
привычкам;
- психологическое
сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической
поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их
познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов
познания мира;
- психологическое
сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания,
социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗиИ, находящихся в
различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе
определение для каждого ребенка с ОВЗиИ индивидуальной программы сопровождения,
соответствующей его возможностям и образовательным потребностям;
- профессиональная
помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и
личностных расстройств;
- профилактика
эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций
педагогических работников;
- психологическое
просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по
проблемам обучения, воспитания, развития. А также психологическое просвещение и
повышение психологической компетентности всех участников образовательного
процесса;
- проведение
социально-психологической реабилитации обучающихся, находящихся в
социально-опасном положении.
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
3.1.Основные
направления деятельности:
- диагностическая
работа;
- консультативная
работа;
-
коррекционно-развивающая работа;
- просветительская
работа;
- научно-методическая и
организационно-методическая работа;
- сопровождение
инновационной деятельности школы и педагогов;
3.2. Взаимодействие с обучающимися
и с ученическими коллективами:
- мониторинг
психологического развития обучающихся и социально-психологического развития ученических
коллективов на всех этапах образовательного процесса;
- помощь в создании
условий для реализации возрастных и индивидуально-личностных психологических
возможностей обучающихся в образовательном процессе;
- оказание
социально-психолого-педагогической поддержки обучающимся, испытывающим
трудности в обучении и развитии;
- развитие
психологической компетентности обучающихся.
3.2.1. Виды
деятельности:
-
социально-психолого-педагогическая диагностика и мониторинг (плановая
диагностика, по запросу педагога, по запросу родителя или самого обучающегося);
-
социально-психолого-педагогическое обучение и просвещение школьников,
профилактика конфликтов;
- развивающая и
профилактическая работа с коллективом обучающихся;
-
коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными обучающимися (по
результатам диагностики, по запросу педагога, родителей или самого учащегося);
- разработка нового и
адаптация существующего методического инструментария
деятельности всех
специалистов СППС;
- вовлечение детей,
находящихся в социально-опасном положении в организованные
формы труда и отдыха.
3.3. Взаимодействие с
родителями направлено на повышение их уровня психологической и социальной компетентности;
включение родителей в процесс решения образовательных и развивающих задач в
отношении их ребенка и класса в целом.
3.3.1. Виды
деятельности:
- консультирование
родителей конкретных обучающихся по проблемам образования,
воспитания и
психологического развития их детей;
- информирование и
просвещение родителей (по итогам плановой диагностики,
плановые встречи с
родителями, по запросу классного руководителя, администрации,
самих родителей);
- обследование жилищно-бытовых
условий проживания семей.
3.4. Взаимодействие с
педагогическим коллективом:
- совместное решение
социально-психологических проблем и задач развития обучающихся;
- предоставление
педагогам и классным руководителям информации о процессе развития отдельных
обучающихся и ученических коллективов (по запросу классного руководителя, по
инициативе специалистов СППС, на основании решения консилиума,
профилактического, педагогического совета, администрации - на основании
совместного плана деятельности);
- консультирование
педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим
развитием обучающихся и ученических коллективов (по итогам различных видов
психологической деятельности, на основании решений психолого-педагогического
консилиума, по запросу педагога);
- развитие
психолого-педагогической компетентности учителя, просвещение прямое и опосредованное (посредством электронного
ресурса);
- методическая
поддержка работы педагогов и классного руководителя с учащимися и родителями
- анализ и
проектирование социально-психологической среды класса, способствующей
обучению и развитию обучающихся;
- оказание комплексной
помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
3.5.Взаимодействие с
администрацией:
- согласование планов
работы СППС с планами работы других структур, программой
школы, концепцией
развития.
- представление
информации в соответствии с запросами.
РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
4.1. Специалисты службы социально-психолого-педагогического
сопровождения несут персональную ответственность за:
- точность определения степени психологического и социального развития;
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
- ход и результаты работы с обучающимися;
- обоснованность даваемых рекомендаций.
4.2. Специалисты службы социально-психолого-педагогического
сопровождения несут ответственность за сохранение протоколов обследований,
документации службы, оформление их в установленном порядке.
РАЗДЕЛ V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
5.1. В своей деятельности специалисты службы
социально-психолого-педагогического сопровождения обязаны:
5.1.1. Руководствоваться Уставом гимназии, настоящим Положением и
нормативными документами МО РФ.
5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности.
5.1.3. В решении всех вопросов исходить из интересов школьника и целей
общественного воспитания.
5.1.4. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической
и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
5.1.5. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим
коллективом школы.
5.1.6. Информировать педагогический совет и администрацию школы о
задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих
соблюдение п. 5.1.4 данного раздела Положения СППС.
5.1.7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и
педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с
обеспечением индивидуального подхода к обучающимся и преодолением отклонений в обучении и
воспитании школьника.
5.1.8. Оказывать помощь родителям обучающихся в решении проблем
воспитания.
5.1.9. Оказывать помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем.
5.1.10. Применять в диагностической работе только те методы, которые
утверждены и рекомендованы научно-методическими центрами.
5.1.11. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме
убеждать родителей в необходимости обратиться в медицинские, дефектологические
и другие учреждения.
5.1.12. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной
форме.
5.1.13. С
соблюдением установленных сроков и в установленной форме предоставлять отчет о
ходе и результатах работы перед вышестоящими организациями и
научно-методическим центром.
5.1.14. Участвовать в работе методического семинара школьных психологов
при районном методическом центре.
5.1.15. Специалистам СППС запрещается проведение обследований, которые
противоречат морально-этическим нормам общества.
5.2. Специалисты службы социально-психолого-педагогического
сопровождения имеют право:
5.2.1. Принимать участие в педсоветах, педагогических консилиумах, в
заседаниях методических объединений учителей и высказывать свое мнение об
обучающихся.
5.2.2. Посещать уроки,
внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия групп продленного дня для
проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
5.2.3. Знакомиться с необходимой для работы документацией.
5.2.4. Проводить в школе групповые и индивидуальные
социально-психолого-педагогические исследования и эксперименты по заданию
научно-исследовательских центров.
5.2.5. Публиковать обобщенный опыт своей работы в научных и
научно-популярных изданиях.
5.2.6. Вести работу по пропаганде социально-психолого-педагогических
знаний путем лекций, бесед, выступлений.
5.2.7. Консультироваться в центре
профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением
школьника, в профессиональном сообществе медиации по вопросам коммуникативной,
конфликтной компетентности и т.д.
5.2.8. Рекомендовать родителям в случае необходимости обращаться в
центры помощи семье.
5.2.9. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические
учреждения.
5.2.10. Участвовать в работе медико-педагогических комиссий и комиссий
по делам несовершеннолетних, в следственных мероприятиях с участием
несовершеннолетних.
5.2.11. Обращаться в научно-методические центры по вопросам научного
обеспечения службы.
5.2.12. Участвовать под руководством научно-методических центров в
разработке новых диагностических методов, написании методических рекомендаций;
осуществлении научно-исследовательской работы.
5.2.13. Иметь в школе кабинет, оборудованный в соответствии с
требованиями, разработанными в научно-методических центрах.
5.2.14. Участвовать в семинарах и конференциях, проводимых вышестоящими
организациями, постоянно повышать свой профессиональный уровень.
5.2.14. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым
образованием и квалификацией.
5.2.15. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации
в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
5.2.16. Участвовать, организовывать социально значимые проекты, акции:
социальные практики, волонтерское движение, РДШ, благотворительные акции и
другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий