Исследователи
Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, как
старшеклассники оценивают качество обучения в школе и какими
профессиональными навыками, на их взгляд, должен обладать учитель. В
рамках масштабного проекта ученые опросили более 700 старшеклассников.
Всего в трехгодичном проекте "Портрет учителя в зеркале портрета ученика" приняли участие около трех тысяч старшеклассников из 50 регионов страны. Масштабное исследование, результаты которого опубликованы в журнале "Человек и образование", позволило педагогам СПбГУ составить представление о том, какие образовательные потребности есть у современного поколения школьников, сообщает пресс-служба СПбГУ.
Один
из аспектов проекта касался оценки школьного учителя. Ученые предложили
более 700 старшеклассникам ответить на вопросы о том, кому они готовы
доверить свое образование: итоги анкетирования позволили специалистам
составить портрет идеального педагога. Учитель, по мнению ребят, должен
уметь убеждать и понятно объяснять материал — так ответили 91 %
опрошенных. Кроме того, школьников привлекают люди с чувством юмора (66
%), и, наконец, они ценят педагогов, которые справедливо относятся ко
всем ученикам, объективно оценивают их результаты и аргументируют оценки
без эмоций (66 %).
—
Проблема в том, что перечисленные качества остаются в тени базового
педагогического образования и даже системы повышения квалификации. В
основном студентов-педагогов учат, как проводить традиционный урок.
Однако в сознании учеников такая форма обучения перестает быть главным
ресурсом школьного образования. Почти 70 % подростков считают, что
занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные
уроки. Причем речь идет не о слабоуспевающих школьниках, а о тех, кто
осознанно ставит перед собой цели и имеет серьезные амбиции в плане
учебы, — отметил соавтор исследования, доцент СПбГУ Леонид Илюшин.
Еще
одна проблема российских школ — визуальная среда, в которой проходит
обучение. Как показало исследование, подростки считают, что текстовый
дизайн их образовательного учреждения скучный: это касается плакатов,
карт, объявлений на видеопанели и пр. Ученые СПбГУ предложили
старшеклассникам представить, какие мотивирующие надписи они хотели бы
видеть на стенах своего образовательного учреждения. Варианты ответов,
предложенные в анкете, можно условно разделить на две группы
высказываний: позитивные ("Будь счастлив! Это просто") и тревожные
("Хотеть недостаточно, нужно действовать!").
—
Нас удивило, что более половины опрошенных выбрали вторую группу
высказываний. По-видимому, имеет место своего рода "отзеркаливание"
(принятие) позиции взрослых, которые используют учебную тревожность,
страх неудачи и заниженную самооценку как ресурс мотивации. В школе
создается атмосфера, которая не позволяет развивать установку на
саморазвитие и непрерывное образование в течение всей жизни, — отметил
доцент СПбГУ Леонид Илюшин.
Что
касается развития самосознания современного школьника, то эксперты
отмечают, что в российских школах наблюдается две противоположные
тенденции. С одной стороны, подростки стремятся сделать свое образование
более эффективным. Ребята все чаще задумываются о том, для чего они
учатся, зачем выполняют домашние задания. Школа при этом выступает
активным конкурентом "внешних" занятий в борьбе за основные ресурсы
ученика — личное время, внимание и самостоятельную интеллектуальную
активность. В этой борьбе ученик оказывается объектом ежедневного
манипулирования со стороны взрослых и к окончанию школы ощущает
"школьную усталость": избегает интеллектуальной нагрузки и
познавательной активности.
—
Детям в школе часто говорят, что знания пригодятся им в будущем: на
контрольной, на ЕГЭ, во взрослой жизни. Таким образом, некоторые
педагоги обесценивают настоящий момент, сиюминутность. Ребенок уже не
живет "здесь и сейчас", он все время чего-то ждет — в этом уязвимость
всей системы школьного образования, — заключает соавтор исследования,
доцент СПбГУ Анастасия Азбель.
Работа
над проектом "Портрет учителя в зеркале портрета ученика" продолжается,
однако полученные результаты уже использованы в целой серии
методических рекомендаций для педагогов. Кроме того, опыт, накопленный
учеными СПбГУ, активно применяется в ряде образовательных программ для
школьников: на Петербургском международном образовательном форуме,
Всероссийском детско-молодежном форуме "Наноград" Школьной лиги Роснано и
смене "Литературное творчество" ОЦ "Сириус".
Источник: ug.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий