- «Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком»
- Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.
- Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого Олега Семеновича Газмана.
- Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
- а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
- б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
- в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
- г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
- д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
- е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
- ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
- з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Понятие
«воспитание». При
разработке концепции педагогической
поддержки О.С. Газман исходил из того,
что развитие
ребенка протекает наиболее успешно
тогда, когда возникает гармония двух
сущностно различных процессов —
социализации и индивидуализации.
Первый
процесс способствует
усвоению ребенком принятых в обществе
ценностей, норм и способов поведения и
деятельности (формирование
в растущем человеке социально-типичного),
а второй становлению
его индивидуальности (развитие
индивидуально-неповторимого в конкретном
человеке).
Цель
и принципы воспитания. О.С.
Газман считал, что в воспитании должны
быть два
вида цели — цель
как идеал и реальная цель.
Целевую
установку на формирование гармоничной,
всесторонне развитой личности он
рассматривал в качестве идеальной цели.
«Без
представления об идеале, — по его мнению,
— невозможно строить воспитательную
работу даже в условиях, далеких от
идеальных».
А реальную
цель воспитания
он сформулировал следующим образом: дать
каждому школьнику базовое образование
и культуру и на их основе предоставить
условия для развития тех сторон личности,
для которых есть наиболее благоприятные
субъективные условия (желание индивида)
и объективные возможности семьи, школы,
общественности, государственной власти
на местах.
О.С.
Газман считал, что воспитательное
взаимодействие между педагогом и
ребенком следует строить на
основе гуманистических
принципов.
Он советовал воспитателям соблюдать в
педагогической деятельности следующие
правила.
- Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
- Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
- Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
- Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
- Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
- Доверяя — не проверяй!
- Признавай право на ошибку и не суди за нее.
- Умей признать свою ошибку.
- Защищая ребенка, учи его защищаться.
Механизм
воспитания. Главным
постулатом данной концепции выступает
тезис о том, чтовоспитание
есть не что иное, как помощь школьнику
в его саморазвитии.
«Воспитание, — по глубокому убеждению
Олега Семеновича, — без желания самого
ребенка совершенствовать себя невозможно».
Педагог может и должен оказать
поддержку ребенку в решении его проблем
по укреплению здоровья, формированию
нравственности, развитию способностей
— умственных, трудовых, художественных,
коммуникативных, являющихся, в свою
очередь, базой для становления способности
к самоопределению, самореализации,
самоорганизации и самореабилитации.
После
смерти О.С. Газмана его ученики разработали
и описали механизм технологии
педагогической поддержки ребенка в
решении жизненно важных проблем. Он
складывается извзаимосвязанных
действий школьника и педагога,
выполняемых ими на следующих пяти
этапах:
— I
этап (диагностический) - диагностика
предполагаемой проблемы, установление
контакта с ребенком, вербализация
постановки проблемы;
— II
этап (поисковый) —
организация
совместно с ребенком поиска причин
возникновения проблемы (трудности),
взгляд на ситуацию со стороны (прием
«глазами ребенка»);
- — III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV
этап (деятельностный) —
действует
сам ребенок и действует педагог (одобрение
действий ребенка, стимулирование его
инициативы и действий, координация
деятельности специалистов в школе и за
ее пределами, безотлагательная помощь
школьнику);
- — V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
- В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию.
- Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.
- Многие из нас работают именно по этим направлениям.
- I. Сигнальный
- 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:
- - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
- - обращение родителей к педагогу или администрации
- тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;
- - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
- 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы
- 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения
- 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.
- II. Контактно-созидательный
- 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению
- 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров
- 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником
- III. Диагностический
- 1. Организация доверительной беседы с учащимися
- 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка
- 3. Определение причин возникновения проблемы
- IV. Проектный
- 1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы
- 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы
- V. Деятельностный
- 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы
- 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка
- VI. Результативно-аналитический
- Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах
- Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы
- самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
- В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий