Территориальный
отдел главного управления образования
города
по
Октябрьскому району г. Красноярска
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№ 13 Академ»
- В МАОУ «Гимназия №13 «Академ» социальное и психолого-педагогическое сопровождение осуществляется согласно плановой деятельности по ряду программ сопровождения развития обучающихся. Обучающие всех параллелей классов, в полном составе проходят регулярные мониторирования по разным направления исследования и изучения всех сторон экологии жизнедеятельности в образовательном пространстве.
- Все результаты выносятся в специальные таблицы показателей, затем заполняются таблицы групп риска и дальше осуществляется индивидуальная работа.
- Постоянное ежегодное мониторирование позволяет наблюдать перспективу развития ребёнка, вычленять проблемные зоны и проводить коррекционную и развивающую работу, а также отмечать прогресс в состоянии воспитанников.
Мониторинг
достижений планируемых результатов
- При организации и осуществлении мониторирования обучающихся учитывается ряд сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
- Психофизическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы).
- Мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, в том числе и связанные с обучением).
- Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру).
- Эмоционально – волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности).
- Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности).
- Социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социальная адаптивность).
- Основные результаты духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторирования, в котором ведущими методиками будут: наблюдение; социальные реальные и анонимные опросы всех участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, учителей), которые позволяют анализировать как уровень психоэмоциональной комфортности в гимназическом (классном) пространстве, так и ценностно - ориентированную сферу личности; различные тестовые методики, составленные с учётом возрастных особенностей; самооценочные суждения обучающихся и оценка со стороны взрослых.
- Диагностический инструментарий мониторинга (может изменяться и варьироваться согласно запроса).
Мониторинг
готовности первоклассников
к обучению в школе
- В исследовании используются базовые методики соответствующие возрастным характеристикам обучающихся:
- 1. Тест «Домики» по методике А. Эткинда – цель: оценка отношения учащихся к школе, к окружающим людям, к учебной деятельности, исследование мотивации;
- 2. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) авторы методики Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина – цель: выявить уровень интеллектуальных способностей учащихся;
- 3. Первая буква цель методики: выявить умения выделять согласный звук в начале слова.
- 4. Графический диктант методика Д.Б. Эльконина – цель:выявить умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого;
- 5. Образец и правило методика А.Л. Венгер – цель: выявить уровень организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов;
- 6. Диагностика готовности к школе, М. и Н. Семаго- цель-оценить готовность ребенка к школе по пяти факторам.
Мониторинг
адаптации
первоклассников в школе
- В исследовании используются следующие методики:
- 1. Анкета для родителей первоклассников (невротических расстройств – рекомендована детской поликлинникой) – цель: уточнение наличия изменений в поведении, деятельности ребёнка в период адаптации к школе;
- 2. Анкета для родителей первоклассников Лускановой – цель: оценка уровня школьной мотивации, тревожности, психоэмоционального комфорта с точки зрения родителя;
- 3. Анкета школьной мотивации обучающихся Лускановой – цель: выяснение отношения ребенка к школе, внеучебной деятельности, предметам, урокам, оценка уровеня школьной мотивации, тревожности, психоэмоционального комфорта;
- 4. Тест непроизвольного рисунка «Человек, школа, настроение» - цель: определение уровеня школьной мотивации, психоэмоционального состояния, уровеня комфортности;
- 5. Методика Лесенка В.Г. Щур – цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
- 6. Анкета уровня воспитанности Н.П. Капустиной – цель: оценка и самооценка морально-нравственных, коммуникативных, патриотических и общечеловеческих норм.
Мониторинг
развития
познавательных способностей и личности
обучающихся
2-х классов
- 1. Социометрия (Дж. Морено), цель: выявить особенности межличностного воздействия со сверстниками.
- 2. CMAS (модиф. А.М.Прихожан), цель: исследование социальной ситуации развития и тревожности.
- 3. Тест непроизвольного рисунка: «Автопортрет», цель: определение самооценки, тревожности, психоэмоционального состояния.
- 4. Память слуховая (кратковременная, долговременная), образная, зрительная на числа, цель: исследование возможностей и уровня развития репрезентативной системы.
- 5. Методика: распределение внимания, цель: исследование уровня распределения внимания.
- 6. Методика Корректурная проба (числовой вариант), цель: определение уровня концентрации, переключения, распределения внимания и темпа деятельности.
- 7. Методика Замбяцавичене, цель: исследование уровня развития вербального интеллекта.
-
Мониторинг
развития
личности и способностей
обучающихся
3-х классов
- 1. Социометрия (Дж. Морено), цель: выявить особенности межличностного воздействия со сверстниками.
- CMAS (модиф. А.М.Прихожан), цель: исследование социальной ситуации развития и тревожности.
- Тест непроизвольного рисунка: «Дом, дерево, человек», цель: исследование психофизического и психоэмоционального состояния.
- Методика Корректурная проба (буквенный вариант), цель: определение уровня концентрации, переключения, распределения внимания и темпа деятельности.
Мониторинг
готовности обучающихся
4-х классов
к
обучению в средней школе
- В исследовании используются следующие методики:
- 1. Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест) автор Дж. Ваной – цель: исследование умственного развития младших подростков, как показателя одной из составляющих познавательных УУД.
- 2. Анкета школьной мотивации автор Н.Г. Лусканова – цель: изучение отношения обучающегося к школе, внеучебной деятельности, урокам, оценка уровеня школьной мотивации, тревожности, психоэмоционального комфорта;
- 3. Тест школьной тревожности автор Филлипс – цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей.
- 4. Социометрия Дж Морено - цель: исследование структуры детского коллектива, уровня социализации, коммуникативности, комфортности, роли в коллективе;
- 5. Самооценка личности школьника В.Г. Щур – цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
- 6. Проективный тест "Моя семья" – цель: исследование внутрисемейных связей, отношений, уровня комфортности в семье;
- 7. Проективный тест "Несуществующее животное" – цель: исследование психофизического и психоэмоционального состояния.
Мониторинг
адаптации обучающихся
5-х классов в средней школе
- В исследовании используются следующие методики:
- 1. Групповой интеллектуальный тест умственного развития «ГИТ» - изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД;
- 2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
- 3. Тест «Ритм умственной работы и жизнедеятельности» измерение психофизиологического состояния человека;
- 4. Анкета «Уровень комфортности в учебной деятельности»;
- 5. Анкета «Мотивация школьника»;
- 6. Анкета «Социометрия классного коллектива» - изучение отношений в малых группах;
- 7. Открытое письмо родителям;
- 8. Методика уровня школьной тревожности Филипса;
- 9. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан);
- 10.Анкета для родителей пятиклассников - изучение мотивационной сферы, как одной из составляющих личностных УУД;
- 11. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой- изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, изучение индивидуально-психологических особенностей личности;
- 12. Проективная методика «Рисунок семьи»;
- 13. Проективная методика «Несуществующее животное».
Мониторинг
обучающихся
6-х классов в средней школе
- В исследовании используются следующие методики:
- 1. Тест Равена (прогрессивные матрицы Равена);
- 2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
- 3. Тест «Пиктограммы» Лурия (исследование памяти);
- 4. Тест Мюнстенберга, цель: определить степень концентрации внимания.
- 5. Анкета «Социометрия классного коллектива» - изучение отношений в малых группах;
- 6. Анкета «20-я» - изучение самооценки, самоопределения и самоидентификации личности;
- 7. Анкета «Уровень комфортности в учебной деятельности»;
- 8. Тест непроизвольного рисунка: «Дом, дерево, человек», цель: исследование психофизического и психоэмоционального состояния.
Мониторинг
обучающихся
7-х классов в средней школе
- В исследовании используются следующие методики:
- 1. ШТУР (школьный тест умственного развития);
- 2. Опросник Шмишека (акцентуации характера);
- 3. Анкета «Социометрия классного коллектива» - изучение отношений в малых группах;
- 4. Анкета «Уровень комфортности в учебной деятельности»;
- 5. Тест непроизвольного рисунка: «Три дерева» или деревья семьи, цель: исследование внутрисемейных связей, отношений, уровня комфортности в семье.
Мониторинг
личностного развития обучающихся
8-х классов
в
пред профильной школе
- Для обследования используются следующие диагностические материалы:
- 1. Анкета интересов, с целью: предварительной активизации мотивов индивидуальных склонностей и способностей.
- 2. Методика «Мотивы выбора профессии», с целью: определения склонностей и
- интересов при профессиональном самоопределении.
- 3. Тест «Как развита ваша фантазия», с целью: оценить уровень творческого потенциала.
- 4. Тест «Насколько развита ваша воля», с целью: определения возможностей волевой регуляции в деятельности.
- 5. Тест межполушарной асимметрии, с целью выявления психических и поведенческих проявлений свойств нервной системы.
- 6. Методика Йовайши, с целью: выявления уровня склонностей к различным видам работ.
- 7. Дифференциальный диагностический опросник, с целью: выявления сферы профессиональных интересов через отношение личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру.
- 8. Методика «Интеллектуальная лабильность», с целью определения сформированности интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности.
- 9. Методика темпераментных характеристик по Айзенку, с целью: изучения черт характера, коммуникативных качеств личности.
- 10. Идеографический тест «Рисунок человека из геометрических форм», с целью: выявления индивидуальных особенностей психофизического и эмоционального
- состояния личности и типологических особенностей.
Мониторинг
личностного развития обучающихся
9-х классов
в
пред профильной школе
- Для обследования используются следующие диагностические материалы:
- 1. Тест «Оценка творческого потенциала», цель: обозначить самостоятельно границы показателей качества творческого потенциала.
- 2. Тест «Преобладания способностей», цель: выявить акценты в одном или нескольких направлениях в развитии и преобладании способностей.
- 3. Тест «Организаторские способности», цель: оценить уровень организаторских способностей и навыков.
- 4. Анкета «Ориентация», цель: соотнести свои способности со своими желаниями в разных видах деятельности, то есть желаемое и действительное.
- 5. Методика «Матрица выбора профессии», цель: определить профессиональные предпочтения путём соотнесения объекта деятельности с видом деятельности.
- 6. Методика Голомштока «Карта интересов», цель: выделить научные области либо профессиональные отрасли и направления предпочитаемые и отвергаемые.
- 8. Тест Холланда «Определение типа личности», цель: соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды.
- 9. Опросник Кейрси «Формула профессионального типа», цель: определение функционального типа на основе свойств темперамента.
- 10. Характерологический опросник Леонгарда «Что вы знаете о себе», цель: выявление акцентуаций характера личности, то есть присущих черт личности.
- 11.Тест Люшера «Выбор цвета», с целью: определение психофизиологического эмоционального состояния.
Мониторинг
адаптации обучающихся 10-х классов
старшего
уровня
профильной школы
- Для обследования используются следующие диагностические материалы:
- 1. Опросник САН общего психо – физического состояния, с целью определения уровня самочувствия, активности и настроения, с точки зрения ученика, для индивидуального контроля и сопровождения психофизического здоровья учащихся;
- 2. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера, с целью определения уровня психоэмоциональной нестабильности и стрессоустойчивости;
- 3. Характерологический опросник Леонгарда, с целью определения уровня психоэмоционального комфорта либо стресса у каждого обучающегося и в классах, по параллели; также выявление склонности к беспокойству, страхам, суициду, головным болям и организаторские способности;
- 4. Методика определения формулы темперамента, с целью определения психофизического типа в деятельности;
- 5. Анкета школьной учебной мотивации, с целью определения уровня заинтересованности в обучении и психоэмоционального комфорта; рейтинга деятельности и принятия классных руководителей, рейтинга предметов, рейтинга деятельности учителей, удовлетворённости школьной средой;
- 7. Социометрия классного коллектива, с целью определения сформированности коллектива, уровня взаимоотношений между учащимися, навыков общения каждого ученика и группы риска по выстраиванию коммуникаций и по возникновению конфликтных ситуаций;
- 8. Тест «Ведущая репрезентативная система» – предпочитаемый способ обработки информации.
Мониторинг
личностного развития обучающихся 11-х
классов старшего уровня профильной
школы
- Для обследования используются следующие диагностические материалы:
- 1. Опросник САН общего психо – физического состояния, с целью определения уровня самочувствия, активности и настроения, с точки зрения ученика, для индивидуального контроля и сопровождения психофизического здоровья учащихся;
- 2. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера, с целью определения уровня психоэмоциональной нестабильности и стрессоустойчивости;
- 3. Анкета школьной учебной мотивации, с целью определения уровня заинтересованности в обучении и психоэмоционального комфорта; рейтинга деятельности и принятия классных руководителей, рейтинга предметов, рейтинга деятельности учителей, удовлетворённости школьной средой;
- 4. Социометрия классного коллектива, с целью определения сформированности коллектива, уровня взаимоотношений между учащимися, навыков общения каждого ученика и группы риска по выстраиванию коммуникаций и по возникновению конфликтных ситуаций;
- 5. Тест межполушарной асимметрии, с целью выявления психических и поведенческих проявлений свойств нервной системы.
- 6. Методика Йовайши, с целью: выявления уровня склонностей к различным видам работ.
- 7. Дифференциальный диагностический опросник, с целью: выявления сферы профессиональных интересов через отношение личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру.
- 8. Методика «Интеллектуальная лабильность», с целью определения сформированности интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности.
- 9. Методика темпераментных характеристик по Айзенку, с целью: изучения черт характера, коммуникативных качеств личности.
- 10. Тест Холланда «Определение типа личности», цель: соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды.
- 11. Опросник Кейрси «Формула профессионального типа», цель: определение функционального типа на основе свойств темперамента.
- 12. Анкеты выпускника (родителей выпускника), цель: рефлексивный анализ образовательного пространства и уровня развития личности выпускника ОУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий