МАОУ Гимназия №13 "Академ"

МАОУ Гимназия №13 "Академ"

Мониторирование

Территориальный отдел главного управления образования города
по Октябрьскому району г. Красноярска
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 13 Академ»
В МАОУ «Гимназия №13 «Академ» социальное и психолого-педагогическое сопровождение осуществляется согласно плановой деятельности по ряду программ сопровождения развития обучающихся. Обучающие всех параллелей классов, в полном составе проходят регулярные мониторирования по разным направления исследования и изучения всех сторон экологии жизнедеятельности в образовательном пространстве.
Все результаты выносятся в специальные таблицы показателей, затем заполняются таблицы групп риска и дальше осуществляется индивидуальная работа.
Постоянное ежегодное мониторирование позволяет наблюдать перспективу развития ребёнка, вычленять проблемные зоны и проводить коррекционную и развивающую работу, а также отмечать прогресс в состоянии воспитанников.
Мониторинг достижений планируемых результатов
При организации и осуществлении мониторирования обучающихся учитывается ряд сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
  1. Психофизическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы).
  2. Мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, в том числе и связанные с обучением).
  3. Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру).
  4. Эмоционально – волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности).
  5. Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности).
  6. Социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социальная адаптивность).
Основные результаты духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторирования, в котором ведущими методиками будут: наблюдение; социальные реальные и анонимные опросы всех участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, учителей), которые позволяют анализировать как уровень психоэмоциональной комфортности в гимназическом (классном) пространстве, так и ценностно - ориентированную сферу личности; различные тестовые методики, составленные с учётом возрастных особенностей; самооценочные суждения обучающихся и оценка со стороны взрослых.
Диагностический инструментарий мониторинга (может изменяться и варьироваться согласно запроса).
Мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе
В исследовании используются базовые методики соответствующие возрастным характеристикам обучающихся:
1. Тест «Домики» по методике А. Эткинда – цель: оценка отношения учащихся к школе, к окружающим людям, к учебной деятельности, исследование мотивации;
2. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) авторы методики Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина – цель: выявить уровень интеллектуальных способностей учащихся;
3. Первая буква цель методики: выявить умения выделять согласный звук в начале слова.
4. Графический диктант методика Д.Б. Эльконина – цель:выявить умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого;
5. Образец и правило методика А.Л. Венгер – цель: выявить уровень организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов;
6. Диагностика готовности к школе, М. и Н. Семаго- цель-оценить готовность ребенка к школе по пяти факторам.
Мониторинг адаптации первоклассников в школе
В исследовании используются следующие методики:
1. Анкета для родителей первоклассников (невротических расстройств – рекомендована детской поликлинникой) – цель: уточнение наличия изменений в поведении, деятельности ребёнка в период адаптации к школе;
2. Анкета для родителей первоклассников Лускановой – цель: оценка уровня школьной мотивации, тревожности, психоэмоционального комфорта с точки зрения родителя;
3. Анкета школьной мотивации обучающихся Лускановой – цель: выяснение отношения ребенка к школе, внеучебной деятельности, предметам, урокам, оценка уровеня школьной мотивации, тревожности, психоэмоционального комфорта;
4. Тест непроизвольного рисунка «Человек, школа, настроение» - цель: определение уровеня школьной мотивации, психоэмоционального состояния, уровеня комфортности;
5. Методика Лесенка В.Г. Щур – цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
6. Анкета уровня воспитанности Н.П. Капустиной – цель: оценка и самооценка морально-нравственных, коммуникативных, патриотических и общечеловеческих норм.

Мониторинг развития познавательных способностей и личности обучающихся 2-х классов
1. Социометрия (Дж. Морено), цель: выявить особенности межличностного воздействия со сверстниками.
2. CMAS (модиф. А.М.Прихожан), цель: исследование социальной ситуации развития и тревожности.
3. Тест непроизвольного рисунка: «Автопортрет», цель: определение самооценки, тревожности, психоэмоционального состояния.
4. Память слуховая (кратковременная, долговременная), образная, зрительная на числа, цель: исследование возможностей и уровня развития репрезентативной системы.
5. Методика: распределение внимания, цель: исследование уровня распределения внимания.
6. Методика Корректурная проба (числовой вариант), цель: определение уровня концентрации, переключения, распределения внимания и темпа деятельности.
7. Методика Замбяцавичене, цель: исследование уровня развития вербального интеллекта.

Мониторинг развития личности и способностей
обучающихся 3-х классов
1. Социометрия (Дж. Морено), цель: выявить особенности межличностного воздействия со сверстниками.
  1. CMAS (модиф. А.М.Прихожан), цель: исследование социальной ситуации развития и тревожности.
  2. Тест непроизвольного рисунка: «Дом, дерево, человек», цель: исследование психофизического и психоэмоционального состояния.
  3. Методика Корректурная проба (буквенный вариант), цель: определение уровня концентрации, переключения, распределения внимания и темпа деятельности.

Мониторинг готовности обучающихся 4-х классов
к обучению в средней школе
В исследовании используются следующие методики:
1. Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест) автор Дж. Ваной – цель: исследование умственного развития младших подростков, как показателя одной из составляющих познавательных УУД.
2. Анкета школьной мотивации автор Н.Г. Лусканова – цель: изучение отношения обучающегося к школе, внеучебной деятельности, урокам, оценка уровеня школьной мотивации, тревожности, психоэмоционального комфорта;
3. Тест школьной тревожности автор Филлипс – цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей.
4. Социометрия Дж Морено - цель: исследование структуры детского коллектива, уровня социализации, коммуникативности, комфортности, роли в коллективе;
5. Самооценка личности школьника В.Г. Щур – цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
6. Проективный тест "Моя семья" – цель: исследование внутрисемейных связей, отношений, уровня комфортности в семье;
7. Проективный тест "Несуществующее животное" – цель: исследование психофизического и психоэмоционального состояния.
Мониторинг адаптации обучающихся 5-х классов в средней школе
В исследовании используются следующие методики:
1. Групповой интеллектуальный тест умственного развития «ГИТ» - изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД;
2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
3. Тест «Ритм умственной работы и жизнедеятельности» измерение психофизиологического состояния человека;
4. Анкета «Уровень комфортности в учебной деятельности»;
5. Анкета «Мотивация школьника»;
6. Анкета «Социометрия классного коллектива» - изучение отношений в малых группах;
7. Открытое письмо родителям;
8. Методика уровня школьной тревожности Филипса;
9. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан);
10.Анкета для родителей пятиклассников - изучение мотивационной сферы, как одной из составляющих личностных УУД;
11. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой- изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, изучение индивидуально-психологических особенностей личности;
12. Проективная методика «Рисунок семьи»;
13. Проективная методика «Несуществующее животное».

Мониторинг обучающихся 6-х классов в средней школе
В исследовании используются следующие методики:
1. Тест Равена (прогрессивные матрицы Равена);
2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
3. Тест «Пиктограммы» Лурия (исследование памяти);
4. Тест Мюнстенберга, цель: определить степень концентрации внимания.
5. Анкета «Социометрия классного коллектива» - изучение отношений в малых группах;
6. Анкета «20-я» - изучение самооценки, самоопределения и самоидентификации личности;
7. Анкета «Уровень комфортности в учебной деятельности»;
8. Тест непроизвольного рисунка: «Дом, дерево, человек», цель: исследование психофизического и психоэмоционального состояния.

Мониторинг обучающихся 7-х классов в средней школе
В исследовании используются следующие методики:
1. ШТУР (школьный тест умственного развития);
2. Опросник Шмишека (акцентуации характера);
3. Анкета «Социометрия классного коллектива» - изучение отношений в малых группах;
4. Анкета «Уровень комфортности в учебной деятельности»;
5. Тест непроизвольного рисунка: «Три дерева» или деревья семьи, цель: исследование внутрисемейных связей, отношений, уровня комфортности в семье.

Мониторинг личностного развития обучающихся 8-х классов
в пред профильной школе
Для обследования используются следующие диагностические материалы:
1. Анкета интересов, с целью: предварительной активизации мотивов индивидуальных склонностей и способностей.
2. Методика «Мотивы выбора профессии», с целью: определения склонностей и
интересов при профессиональном самоопределении.
3. Тест «Как развита ваша фантазия», с целью: оценить уровень творческого потенциала.
4. Тест «Насколько развита ваша воля», с целью: определения возможностей волевой регуляции в деятельности.
5. Тест межполушарной асимметрии, с целью выявления психических и поведенческих проявлений свойств нервной системы.
6. Методика Йовайши, с целью: выявления уровня склонностей к различным видам работ.
7. Дифференциальный диагностический опросник, с целью: выявления сферы профессиональных интересов через отношение личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру.
8. Методика «Интеллектуальная лабильность», с целью определения сформированности интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности.
9. Методика темпераментных характеристик по Айзенку, с целью: изучения черт характера, коммуникативных качеств личности.
10. Идеографический тест «Рисунок человека из геометрических форм», с целью: выявления индивидуальных особенностей психофизического и эмоционального
состояния личности и типологических особенностей.

Мониторинг личностного развития обучающихся 9-х классов
в пред профильной школе
Для обследования используются следующие диагностические материалы:
1. Тест «Оценка творческого потенциала», цель: обозначить самостоятельно границы показателей качества творческого потенциала.
2. Тест «Преобладания способностей», цель: выявить акценты в одном или нескольких направлениях в развитии и преобладании способностей.
3. Тест «Организаторские способности», цель: оценить уровень организаторских способностей и навыков.
4. Анкета «Ориентация», цель: соотнести свои способности со своими желаниями в разных видах деятельности, то есть желаемое и действительное.
5. Методика «Матрица выбора профессии», цель: определить профессиональные предпочтения путём соотнесения объекта деятельности с видом деятельности.
6. Методика Голомштока «Карта интересов», цель: выделить научные области либо профессиональные отрасли и направления предпочитаемые и отвергаемые.
8. Тест Холланда «Определение типа личности», цель: соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды.
9. Опросник Кейрси «Формула профессионального типа», цель: определение функционального типа на основе свойств темперамента.
10. Характерологический опросник Леонгарда «Что вы знаете о себе», цель: выявление акцентуаций характера личности, то есть присущих черт личности.
11.Тест Люшера «Выбор цвета», с целью: определение психофизиологического эмоционального состояния.

Мониторинг адаптации обучающихся 10-х классов
старшего уровня профильной школы
Для обследования используются следующие диагностические материалы:
1. Опросник САН общего психо – физического состояния, с целью определения уровня самочувствия, активности и настроения, с точки зрения ученика, для индивидуального контроля и сопровождения психофизического здоровья учащихся;
2. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера, с целью определения уровня психоэмоциональной нестабильности и стрессоустойчивости;
3. Характерологический опросник Леонгарда, с целью определения уровня психоэмоционального комфорта либо стресса у каждого обучающегося и в классах, по параллели; также выявление склонности к беспокойству, страхам, суициду, головным болям и организаторские способности;
4. Методика определения формулы темперамента, с целью определения психофизического типа в деятельности;
5. Анкета школьной учебной мотивации, с целью определения уровня заинтересованности в обучении и психоэмоционального комфорта; рейтинга деятельности и принятия классных руководителей, рейтинга предметов, рейтинга деятельности учителей, удовлетворённости школьной средой;
7. Социометрия классного коллектива, с целью определения сформированности коллектива, уровня взаимоотношений между учащимися, навыков общения каждого ученика и группы риска по выстраиванию коммуникаций и по возникновению конфликтных ситуаций;
8. Тест «Ведущая репрезентативная система» – предпочитаемый способ обработки информации.
Мониторинг личностного развития обучающихся 11-х классов старшего уровня профильной школы

Для обследования используются следующие диагностические материалы:
1. Опросник САН общего психо – физического состояния, с целью определения уровня самочувствия, активности и настроения, с точки зрения ученика, для индивидуального контроля и сопровождения психофизического здоровья учащихся;
2. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера, с целью определения уровня психоэмоциональной нестабильности и стрессоустойчивости;
3. Анкета школьной учебной мотивации, с целью определения уровня заинтересованности в обучении и психоэмоционального комфорта; рейтинга деятельности и принятия классных руководителей, рейтинга предметов, рейтинга деятельности учителей, удовлетворённости школьной средой;
4. Социометрия классного коллектива, с целью определения сформированности коллектива, уровня взаимоотношений между учащимися, навыков общения каждого ученика и группы риска по выстраиванию коммуникаций и по возникновению конфликтных ситуаций;
5. Тест межполушарной асимметрии, с целью выявления психических и поведенческих проявлений свойств нервной системы.
6. Методика Йовайши, с целью: выявления уровня склонностей к различным видам работ.
7. Дифференциальный диагностический опросник, с целью: выявления сферы профессиональных интересов через отношение личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру.
8. Методика «Интеллектуальная лабильность», с целью определения сформированности интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности.
9. Методика темпераментных характеристик по Айзенку, с целью: изучения черт характера, коммуникативных качеств личности.
10. Тест Холланда «Определение типа личности», цель: соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды.
11. Опросник Кейрси «Формула профессионального типа», цель: определение функционального типа на основе свойств темперамента.
12. Анкеты выпускника (родителей выпускника), цель: рефлексивный анализ образовательного пространства и уровня развития личности выпускника ОУ. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий